Новости

08 сентября 2021

Проект Державинского по созданию сетевой инфраструктуры применения беспилотной авиации представили на Восточном экономическом форуме

В рамках Восточного экономического форума директор Технопарка «Державинский» Дмитрий Рыбаков на организованной фондом «Росконгресс-инвестиции» площадке «Инвестируй в Россию» представил перспективный для регионов Дальнего Востока и Крайнего Севера инвестиционный проект по развитию грузоперевозок с применением беспилотной авиации.

Проект посвящен созданию автономной сетевой инфраструктуры, обеспечивающей автоматическую эксплуатацию беспилотных авиационных систем и мобильных робототехнических комплексов в сложных природно-климатических условиях удаленных, труднодоступных и малонаселенных мест. Как пояснил Дмитрий Рыбаков, в качестве узлов разворачиваемой сети предусмотрено использование универсальных роботизированных платформ базирования беспилотных летательных аппаратов. Роботизированные платформы разработали ученые Державинского университета в партнерстве с группой компаний «ЭСКО 3Э» и в широкой кооперации с организациями и предприятиями – соисполнителями. Проект развивается на платформе Международного центра трансфера технологий при поддержке Ассоциации «Российский дом международного научно-технического сотрудничества».

Инициаторы полагают, что предложенный проект может стать одной из значимых частей проекта-маяка «Беспилотная аэродоставка грузов», анонсированного ранее в рамках «Архипелага – 2121» в Великом Новгороде. Проект «Беспилотная аэродоставка грузов» реализуется «Почтой России» при поддержке Правительства РФ. В нем задействованы ведущие российские разработчики, производители и эксплуатанты беспилотных авиационных систем, а также различные институты развития. В качестве пилотного региона для внедрения рассматривается Чукотский автономный округ, представители которого заинтересованы в эффективном решении задач авиационной логистики между населенными пунктами региона, не имеющими наземного сообщения и дорожной инфраструктуры.

         – По сути, наша универсальная роботизированная платформа базирования беспилотников или «базовая станция» – это устройство, функционирующее как некий модем для интернета беспилотных систем, – отмечает директор Технопарка «Державинский» Дмитрий Рыбаков. – Нам неважно, какого типа беспилотник будет взлетать и садиться на взлетно-посадочной площадке нашей базовой станции – роботизированной платформы, именно поэтому и называемой универсальной. Мы готовы обслуживать любой из них и для этого подстраиваться под производителей.

Преимущество беспилотных авиационных систем в перевозке малых грузов очевидно: по статистике, более 80% пересылаемых почтовых отправлений, покупок в интернет-магазинах и посылок весят меньше 8 кг, а вертолеты, например, Ми-8 или Ми-17, берут на борт более тонны груза. Такая грузоподъемность избыточна для решения ежедневных задач по доставке, особенно в малонаселенной местности для малочисленных населенных пунктов. Следует отметить, что расстояния до 200 км дроны могут пролетать на электричестве, что снимет необходимость выполнять операции по заправке топливом и позволит обеспечить экологичность эксплуатации всей сети. Беспилотники также способны летать и при низких температурах воздуха, что будет особенно актуально для регионов Крайнего Севера.

          – То, что мы предлагаем – не альтернатива, а дополнение к проекту «Почты России». В качестве некоторой аналогии можно отметить, что, например, «Газпром» уже полностью отказался от использования вертолетов в целях авиационного мониторинга газопроводов практически по всей своей магистральной сети. А это значит, что и в логистике пилотируемая авиация в обозримом будущем уступит место беспилотникам, – отмечает руководитель проекта Дмитрий Рыбаков. – Мы с коллегами и партнерами делаем все возможное, чтобы уже в следующем году дроны полетели по первым пилотным маршрутам.

Инициаторы проекта уточняют, что разрабатываемая логистическая беспилотная система в большей степени нацелена на доставку медикаментов, продуктов питания, различных товаров в сетях интернет-торговли: гаджетов, легкой и малогабаритной бытовой техники и аксессуаров. Предложенный проект не ограничивается дальневосточными и северными территориями. Он может быть востребован во всех регионах, а также и за рубежом.